Предлагаю начать разговор о классических фильмах.
Стартовать, думаю, стоит с японских "Кукол". Отличный фильм.
Тем, кого интересует Восточный кинематограф, думаю, не оставит равнодушным следующая статья:
«Куклы». Реж. Такеши Китано
О любовь!
Чайка быстро неслась за любимым и
По прямой!
Ее путь был мгновенен и ярок,
Словно солнечный луч в миг рассвета.
Омаро Юрико
Неровная гряда гор, исчезающая вдали, цветущая веточка Сакуры, трепещущая при малейшем порыве ветра, традиции, уходящие корнями вглубь веков. И два силуэта, на фоне восходящего солнца. Таков Восток, известный своими Гейшами, Самураями, Саке (каждому свое

, а также оригинальным театром кукол «Бунраку». Именно о куклах и пойдет сегодня речь. Нет, не о маленьких человечках, внешне напоминающих людей, а о фильме «Куклы» японского режиссера Такеши Китано, и об этом тоже.
Фабула картины на первый взгляд проста. Обретение двумя сердцами друг друга. Бренность насущного мира по сравнению с вечными ценностями. Чем в фильме является Любовь. Оригинальна и организация действия, в центре которого стоит судьба двух влюбленных. Молодой Мацумото поддавшись на уговоры родителей, меняет свою привязанность к юной Савако, на материальное богатство и положение в обществе. Однако, узнав о болезни любимой, пытавшейся покончить ради него самоубийством, возвращается к ней. Отрекается от этого жестокого мира в пользу своей любви. Бросает желтую «Тойоту», олицетворяющую собой прошлый несовершенный мир, богатую невесту в церкви и воссоединяется со своей возлюбленной. С этого момента они начинают существовать в иной, понятной только им реальности. Вместе им суждено совершить долгий путь в сторону Света и духовного обретения друг друга. Изредка мелькают пред ними воспоминания из их прошлого, теперь столь далекого и безвозвратного. Так и идут они – две неприкаянные души. Им предстоит встретиться со многими людьми, судьба которых также трагична.
Два существа связанных единой нитью, обреченные на вечные скитанья, становятся связующим звеном между героями других событий.
Оставляет свою девушку в парке молодой человек, а ныне пожилой лидер преступного клана, к концу жизни повидавший многое, но не забывший слова «Я буду приходить сюда каждую субботу, буду готовить для тебя и приходить сюда!»
Ослепляет себя несчастный Нукуи, влюбленный в певицу Харуну Ямагути, узнав об автокатастрофе, в которую попала девушка…
Практически, «Куклы» - не одна, а целый ряд историй, перекликающихся друг с другом общей темой - темой трагизма любви. Ряд неброских новелл сочетающих яркие поэтические образы с глубокой философией Востока, на удивление гармонично переплетенных между собой. Вместе они представляют собой единство, тот самый Инь и Янь, равновесие двух начал.
Поражает и концепция картины. Общее построение сцен, переход между событиями, прием ретроспективы, гармонично вписывающаяся в общую организацию сюжета – все это позволяет говорить о «Куклах», как явлении на редкость самобытном, жемчужине как японского, так и мирового кинематографа. Замечательна идея пролога, задающего общий тон всему фильму. Страдания, через которые предстоит пройти героям, вознаграждаются в ином мире, где их ждет обретение покоя, недоступное в мирской суете. Все они гибнут, став жертвами несовершенства насущного мира, циничного и жестокого. Но в фильме нет агрессии и насилия. Нам не показывают кровавых убийств, ибо это не цель. Режиссер говорит намеками. Он предоставляет зрителю возможность додумать самому те или иные моменты, восполнить эти «пробелы» своим воображением. На протяжении всего фильма происходит диалог между автором и зрителями. Именно диалог. Нам рассказывают красивую историю, разыгрывают представление, участниками которого нам незримо предстоит стать, но при этом ничего не навязывают.
Вместе с тем, Китано не лишает героев шанса на воплощение своих грез, желаний. В этом отношении фильм напоминает сказку: встречаются после более чем 20-летней разлуки со своей возлюбленной, которая так и продолжала приходить в парк каждую субботу, соединяется ослепший Нукуи с Харуной. («Я решил, что будет лучше, если не буду видеть»). «Куклы» – суть философская притча, обрамленная неповторимым очарованием Востока. Весь мир - балаган, а люди в нем - куклы. Отсутствие долгих разговоров оправдано – «Куклам» слова не нужны. Краткость реплик с лихвой искупается непревзойденной работой оператора. Камера приближается к предметам в руках героев, плавно, акцентируя внимание зрителя на том или ином образе – символе. Вот взлетает к небу пластмассовый шарик, подниманием легкого дуновения ветерка, мгновение – и он уже с хрустом сминается колесами проезжающей мимо машины. Так все светлое, возвышенное рушится, гибнет под натиском суровой цивилизации, не терпящей каких – либо слабостей. И чтобы показать это, не нужно слов. Слезы девушки, утратившей веру в мечту, вложившей чувства в бездушный предмет, говорят намного красноречивее бессмысленных речей Морфиуса (из «Матрицы») о «реальном» мире. В этом и состоит заслуга режиссера: при минимальных средствах раскрыть большее. Но главное, что отличает, этот фильм от подобных картин, это удивительное сочетание глубокого внутреннего психологизма и описаний природы. Передача внутреннего мира персонажей через мир природы, насыщенный аллегорическими созданиями. Красота окружающего мира сочетается с душой героев отрекшихся от городского хаоса в пользу естественной жизни (получается почти по Руссо), в пользу своей любви. Но все они обречены на смерть. Ибо браки совершаются на небесах. Вместе они обретают вечный покой.
Картина производит неизгладимое впечатление. После просмотра начинаешь задумываться над своими поступками. Осознаешь, как мелочны мы порой бываем, гонясь за какой-то материальной выгодой, забыв о нравственных качествах. Это обуславливает и выбор «кукол»: они отрекаются от прошлого во имя красоты и гармонии, да, они не признаны обществом, их презирают, но они вместе.
Воистину, «Куклы» - удивительный фильм. Блестящая работа мастера психологического кино Такеши Китано, выступившего здесь в качестве режиссера, сценариста и даже монтажера(!). Последнее, кстати, видится мне наиболее важным. Во всем, в каждом кадре видится глубокая проработка, твердая режиссерская рука. Вот играет на губной гармошке Нукуи, глядя на портрет Харуны Ямагути. Вот он закрывает глаза, и облик девушки встает перед его глазами. Он открывает глаза. Неожиданно взгляд его падает на ножик для резки бумаги. Зачем ему видеть ее иной? В руке мелькает острое лезвие. Следующий кадр: пляж, слепой человек, сопровождаемый пожилой женщиной подводят к девушке забинтованным лицом, очевидно скрывающей неизгладимый шрам… Чувствуете? Важна внутренняя красота. Герои фильма меняют весь этот несовершенный и изменчивый мир, оставляют его, чтобы воссоединиться вместе, но всем им еще предстоит ответить за прегрешения. Фильм шокирует. Зрителя же неискушенного, незнакомого с тонкой восточной философией (и в частности с философией Китано) он может показаться странным, если не бессмысленным. Отмечу только, что на Востоке очень ценится внутренний психологизм, и Достоевский там в фаворе. Случайно ли, что сам Акиро Куросава в свое время занимался экранизацией «Идиота»?
Но основная идея ленты – это гармония. Во всяком случае, таковой она видится мне. В фильме существует несколько миров, в одном из которых живут (или существуют?) персонажи картины. В этом мире возможно все. А дилемма «Может ли рыба ловиться на мандарин?» находит утвердительный ответ. Но существует и реальный мир, не терпящий возражений. Иногда их миры пересекаются. И тогда жестокий, построенный человеком механизм, со всей своей жестокостью вновь напоминает о себе.
Умирает несчастный слепой, а покрытый кровью асфальт вновь сверкает чистотой, стоит лишь полить его водой. Убивают и «несчастного» старика (впрочем, несчастного ли, ведь он все-таки встретился с Ней, уже чувствуя приближение смерти), а его любовь так и будет сидеть на скамейке в парке, дожидаясь своего суженного. И мир продолжит существовать. Пройдет время, увянет веточка Сакуры, поднимется буря, сметающая ветхие постройки этой зыбкой реальности. И только две фигурки будут продолжать свой нетерпеливый ход, исчезая в дымке гор. Но настанет и их черед….
«Куклы» - очень красивый фильм. Красивый настолько, что начинаешь чувствовать, как благоухание роз врывается в зал вместе с теплым летним ветерком. Но красота эта не бросается в глаза. А еще это очень неоднозначное создание. У каждого зрителя свое понимание тех или иных событий картины. Вот как говорит об этом сам режиссер: «Мне кажется, что рассказанные здесь трагедии о любви и смерти универсальны, они не только о Японии. Вы можете найти в «Куклах» связь с древнегреческой мифологией, пьесами Шекспира, Китайским или Корейским эпосом. А то, как зрители поймут фильм, это их дело – я как режиссер не хотел бы навязывать им свое мнение. Во всяком случае, заплатив деньги за билет, человек получит право на свою интерпретацию»…