На Википедии в разделе, посвящённом режиссёру "Золотого компаса"
говорится, что Крис Вайц покидал свой пост во время производства из-за технических сложностей и неуверенности в том, что кино угодит зрителю. Студия заменила его Анадом Такером, но тот ушёл из-за "творческих разногласий". Написано, что сам Филипп Пулман просил Вайца передумать и вернуться на проект. И вот, Вайц вернулся, кино было доснято, а потом... студия взяла на себя монтаж финальной версии, полностью изменив видение режиссёра.
Цитируются слова Вайца:
Это был ужасный опыт, так как мне удалось снять то, что я хотел, а потом [несмонтированный] фильм у меня забрали и удалили все отсылки к религии и все религиозные идеи. А с ними былы удалены тьма и предзнаменование финала истории, то есть всё, что отличалось от весёлого попкорнового фильм. Был перезаписан голос ключевого персонажа, всё против моей воли. И вообще-то люди, нападения которых на фильм боялась студия, напали на него всё равно.На страницу Вайса я зашёл, т.к. он был одним из двух сценаристов "Изгоя-один", которого я недавно пересматривал.
А вот тут
больше подробностей. В частности, указывается, что были удалено всё, что касалось романа Фардера Корама и Серафимы Пеккалы. Однако, согласно заметке, Вайц не был настолько категоричен, как указано в Википедии. Некоторые решения студии он не только понял, но и поддержал (например, удаление эпизодов из финала картины). Но всё равно приводятся слова режиссёра о том, что
фильм был бы другим, если бы он сам отвечал за финальный монтаж, и что это его
крупнейшее профессиональное сожаление. И ещё, там приводится твит режиссёра от 2020 года, в котором он оценивает, сколько могло бы стоить создание режиссёрской версии фильма - на доведение до ума спецэффектов ушло бы 17 миллионов долларов.
Очень любопытно