Всем привет! Я хотел-бы поговорить с вами о замечательном полнометражном мультфильме "Дамбо". X У "Дамбо", как и у любой(ну почти любой) диснеевской полнометражки, была довольно-таки интересная история. "Дамбо" был основан на детском рассказе, написанном Хелен Аберсон и проиллюстрированным Гарольдом Перлом. В нем было около 8 картинок и несколько строк текста. Тем не менее, рассказом заинтересовался Кей Кеймен, который занимался покупкой прав на студии Диснея в 1939 году. Уолту рассказ понравился, и он решили выпустить его экранизацию. Но! Первоначально "Дамбо" планировался как короткометражный мультфильм, о полнометражке не было и речи. За короткометражную адаптацию отвечал сценарист Отто Энгландер, очень уважаемый человек на студии, принявший участие буквально во всех серьезных проектах студии. Судя по ранним раскадровкам, в версии Энгландера, кроме мышонка Тимоти, присутствовал некий "Доктор И. Хуут", филин-психиатр, которого убрали из финальной версии. Возможно, "Дамбо" никогда-бы не вышел в качестве полнометражки, если-бы не провал "Фантазии". Дисней решил расширить историю до полнометражного формата, чтобы собрать побольше денег и восстановить свои силы после неудачи с "Фантазией". Энгландер был в замешательстве, он не мог потянуть такой проект в одиночку, и разумеется, как это всегда происходило с полнометражками, потихоньку набиралась команда режиссеров, аниматоров, сценаристов и т.д. Самыми первыми сценаристами после Энгландера были Дик Хьюмер и Джо Грант, которые уже успели отличится по "Фантазии". Они самостоятельно написали адаптацию к полнометражной версии, после чего надо было распределить отдельные главы между сценаристами. Это было трудно для Джо и Дика, поэтому Отто Энгландер был назначен "руководителем сценария"(story direction). X Дисней понимал, что "Дамбо" должен был сорвать большой куш, иначе его студия разориться. Ему был необходим штат сотрудников, который сможет обеспечить ему гарантию успеха. Именно поэтому в качестве режиссеров были выбраны Норм Фергюсон, Уилфред Джексон, Билл Робертс, Джек Кинней и Сэм Армстронг. Фергюсон и Джексон были одними из старожил диснеевской студии, они имели большой престиж, ну а Робертс, Кинней и Армстронг уже успели завоевать доверие участием в предыдущих проектах. Однако, Дисней выбрал их лишь потому, что знал, что они сумеют сделать фильм привлекательным. Уолт не собирался делать "Дамбо" полнометражным. Бен Шарпстин(которого указали в титрах как ведущего режиссера) был назначен исполнительным продюсером. Он должен был выпустить "Дамбо" быстро и недорого, поэтому качество мультфильма была заметно ниже, чем качество предыдущих работ. Но это не принижает достоинства самого мультфильма. Работа над проектом началась в начале 1941 года(январе-феврале). Начиная с перечисления создателей мультфильма, я-бы хотел затронуть волнующую для меня тему распределения аниматоров между "Дамбо"...и "Бэмби". Уолт Дисней, выбирая ведущих аниматоров "Бэмби", говорил, что для "Бэмби" ему нужны аниматоры, которые смогут сделать анимацию персонажей настолько реалистичной, насколько это возможно. Дисней не считал, что такие аниматоры, как Арт Бэббит, Владимир Тайтла и Вульфганг Рейтерман способны создать иллюзию жизни. Дисней говорил, что они не аниматоры. Он называл их "карикатуристами". То-же самое он говорил и о Уорде Кимбалле и Фреде Муре. Но это не означает, что они плохие аниматоры. Лично мне показалось интересным то, что Дисней рассуждал о своих ведущих аниматорах. Но...позор Диснею за то, что он принизил достоинства Тайтлы и Бэббита, и таким образом Фрэнк Томас, Милт Кахл и другие стали казаться лучше, чем Бэббит или Тайтла. Фрэнк Томас и Олли Джонстон были в разы слабее Тайтлы и Бэббита, и такое принижение("вы не способны создать иллюзию жизни!") реально вызывает негодование. Но для обычных аниматоров это была хорошая возможность показать то, на что и в чем они были способны. Может это и будет выглядеть грубо, сыро и более дешево, чем раньше, но работа над "Дамбо" была истинным удовольствием для аниматоров - анимировать персонажей было легко и весело! X Посмотрите на ведущих аниматоров "Дамбо". Ими были Владимир Тайтла, Фред Мур, Уорд Кимбалл, Джон Лоунсберри, Арт Бэббит и Вули Рейтерман. Отличный, прекрасный состав! X Владимир Тайтла был назначен ведущим аниматором Миссис Джамбо и самого Дамбо. Нельзя сказать, что он был доволен своим назначением - он не изучал слонов, и ему пришлось в спешке осваивать основы. И поэтому нельзя не заметить что талант Тайтлы к их рисованию начал повышаться только к середине фильма. Но в конце-концов в этой самой середине его большинство сцен со слонами выполняли другие аниматоры. X Фред Мур и Вульфганг Рейтерман были назначены ведущими аниматорами мышонка Тимоти. С обеими аниматорами вышел забавный конфуз. Фред Мур был отличным аниматором, но когда он рисовал Тимоти, он просто не мог правильно нарисовать его уши - у него всегда выходил Микки Маус! Мур сильно тормозил проект, но со временем он всё-таки научился правильно рисовать мышонка. Говоря о Рейтермане - он сильно негодовал по поводу его назначения аниматором мышонка. Он хотел рисовать больших, крупных животных, он хотел быть аниматором Миссис Джамбо! Рейтерман рисовал отличные сцеры сражений, ну а его анимация Тимоти буквально ничем не выделяется. X Арт Бэббит был ведущим, точнее, единственным аниматором Аиста. При его рисовании Бэббит также был аниматором короткометражек с Гуфи, и его стиль анимации Аиста очень напоминал анимацию Гуфи. X Джон Лоунсберри, вместе с Тайтлой анимировал Дамбо, а также Тимоти с Муром и Рейтерманом. X Уорд Кимбалл здрово отличился своей анимацией ворон. Кимбалл всегда был, если можно так выразиться, местным Скрибнером на студии Диснея. Его анимация здорово напоминала анимацию WB. Вороны вышли очень энергичными, они были отличными, колоритными персонажами. X (на этой фотографии мы можем увидеть кабинет Билла Питта, одного из самых лучших раскадровщиков и сценаристов студии...как мы можем заметить, у Билла уже есть несколько "вдохновляющих" зарисовок, модели Дамбо и Тимоти(предоставленные Джо Грантом) и кучу фотографий настоящих слонов) X (ранние зарисовки Билла Питта) Сценаристами, кроме Дика Хьюмера, Джо Гранта и Отто Энгландера выступали Билл Питт, замечательный раскадровщик, Аури Баттаглия(Aurie Battaglia), Джо Ринальди, Джордж Сталлингс и Уэбб Смит, один из лучших сценаристов студии, который часто сотрудничал с Отто Энгландером. X (модельный лист Элмера Пламмера) Над дизайном персонажей работал Джек Миллер(бывший сценарист WB), Мартин Провенсон, Джон Уолбридж, Джеймс Бодредо, Элмер Пламмер(бывший планировщик WB) и Марис Нобл. Нобл ушел в армию и не вернулся к Диснею. В 50х он был одаренным планировщиком в подразделении Чака Джонса на WB. Кроме уже перечисленных людей, одним из дизайнеров выступал Альберт Хюртер. Альерт был главным идейным вдохновителем "Белоснежки", но к несчастью, умер в 1942 году. Композиторами выступали неподражаемые Оливер Уоллес и Фрэнк Черчилль. Их музыка к "Дамбо" была безупречной, очень веселой. X Художественные руководители, которые также выполняли планировку мультфильма, тоже подобрались солидные. Среди них были Герб Райман, Кен О'Коннор(один из моих любимых планировщиков в этом мультфильме!), Террел Стрэпп, Дон Да Гради, Дик Келси, Эрнест Нордли, Чарли Пайзанатт, а также Эл Зиннен и Джон Хьюбли(о да, я обожаю планировки Зиненна и Хьюбли, они были теми людьми, которые внесли в планировки/бэкграунды стиль UPA до UPA(нечто подобное происходило и на WB), правда, Хьюбли перешел на UPA, а Зиннен остался у Диснея). X Одними из бэкграунд-артистов были Клауд Коатс и Эл Демпстер, одни из лучших у Диснея, как я считаю. X Затрагивая тему обычных аниматоров, я не могу не сказать, что "Дамбо" был апогеем для будущих аниматоров MGM. Большинство сцен, над которыми работали эти самые аниматоры, совершенно не похожи на сцены обычных диснеевских аниматоров. X В плане истории мультфильм вышел на удивление простой, но он был развлекательным, самым веселым и понятным классическим диснеевским полнометражным мультфильмом. В этом плане "Бэмби" и "Фантазия" были куда менее привлекательны, чем "Дамбо". Разумеется, "Бэмби" и "Фантазия" были куда более глубокими, чем "Дамбо", но обычные зрители отнюдь не всегда могли принять их, в то время как "Дамбо" был чисто развлекательным мультфильмом, таким, какими мультфильмы должны быть. Итак...теперь я, пожалуй, перечислю мои любимые сегменты мультфильма, которые, как мне кажется, вышли наиболее яркими. Сегмент с загрузкой паровоза "Кейси", по-моему, является самым запоминающимся сегментом в плане музыки. Режиссером выступал Сэм Армстронг. Отдельного разговора заслуживает анимация самого Кейси. Его аниматором выступал Дон Паттерсон, который перешел на MGM в 1946 году. X (анимация Дона Паттерсона) X (модельный лист Джеймса Бодредо) Дону удалось вдохнуть жизнь в паровозик, он сумел дать ему индивидуальность, мультяшную индивидуальность. Это была хорошая работа, хотя тема живых паровозиков возвращает нас в 30е года. Но если честно, само присутствие этой индивидуальности более заметно в другом сегменте мультфильма. Также отдельного внимания заслуживает анимация Кейси в той сцене, где он переезжает через мост и горы. Сцена принадлежит аниматору эффектов Павлу Косову. Дик Келси, выполнивший планировку всего сегмента, сделал эту сцену замечательной, в основном потому, что перекрытые холмы добавляют нам ощущение пространства и перспективы. X (анимация Павла Косова) X (модельные листы Альберта Хюртера) Сегмент с Аистом, ищущим Миссис Джамбо, был полностью анимирован Артом Бэббитом. Аист не требовал кричащей анимации, но он, безусловно, демонстрирует мастерство Бэббита и режиссера Уилфреда Джексона, который сумел соединить его анимацию с музыкой. X
(анимация Дона Паттерсона и Павла Косова) Сегмент с построением цирка(режиссер Сэм Армстронг) тоже заслуживает внимания. В самом начале сегмента, с Кейси, мы видим более полную демонстрацию качеств Дона Паттерсона и Павла Косова, который анимировал дым от Кейси. X В этом сегменте есть много хороших эффектов, качественной анимации и заливки, что и делает его более затратным, чем предыдущие. X (анимация Джека Кэмпбелла(рабочие) и Арта Палмера(эффекты) Присутствуют и элементы расизма, судя по тому, что цирк строят черные рабочие. Самое интересное, что больше всего споры возникают из-за голосов воронов, а к сегменту с черными рабочими уделяют куда меньше внимания, хотя тут есть к чему придраться(особенно к песне, к словам типа "We work all day, we work all night ,we never learned to read or write."). Интересны сцены некоторых отдельных аниматоров. Так, Джерри Хэчкок анимировал сценку с зевающими львами. X В них не чувствуется стиля диснеевских аниматоров, хотя-бы потому, что Джерри раньше работал на WB в подразделении Боба Клэмпетта. Стив Босустов, будущая глава UPA, анимировал ряд сценок в этом сегменте, например, жирафов в поезде и слонов, которые расстилают пол. X Следующий сегмент, с парадом, был срежиссирован Нормом Фергюсон. В нем ощущается контраст с громкостью парада и сонностью животных. Веселые сценки, ничего не попишешь. Идем дальше. Сегмент с игрой Дамбо и Миссис Джамбо и заточением Миссис Джамбо.Этот сегмент имеет решающее значение для создания фильма как эмоционально настроенной картины. X Демонстрация того, как Миссис Джамбо поддерживает своего ребенка и как счастливив Дамбо, находясь в ее присутствии, аудитория чувствует несправедливость и боль в их разлуке. Интересен сегмент и в плане выбора аниматоров конкретных сцен. Тайтла анимировал слонов ровно до того момента, когда к ним пришли дети, издевающиеся над Дамбо. С этого момента Миссис Джамбо анимировал Билл Шулл. Меня больше заинтересовало в этом выборе то, что Тайла не был аниматором "сильных" сцен, сцен сражения, в которых он был силен и смог-бы передать насторение Миссис Джамбо. Но именно здесь Тайтла не принял участие, а жаль. Билл Шулл выполнил свое задание на 100 процентов. Миссис Джамбо эмоционально настроена, и поэтому каждый кадр важен для того, чтобы поддерживать наше сочувствие к персонажам.
Обратите внимание, что ее глаза становятся красными после того, как у неё отнимают Дамбо и она оказывается прикована. Этот маленький штрих делает очень хорошую работу по подчеркивию ее эмоционального статуса. X (модельный лист Мариса Нобла) Так...половина последующих сегментов, даже при том, что в ней мы видим отличную анимацию Тайтлы, Рейтермана и Мура, меня мало интересует. Поэтому я перехожу к сегменту с пирамидой из слонов(режиссер Норм Фергюсон). Одним из ключевых аниматоров этого сегмента был Хью Фрейсер, который работал над сценами "построения" пирамиды. Это была очень тонкая и сложная работа, хотя-бы потому, что нужно нарисовать слонов, строящих из себя пирамиду так, чтобы это выглядело по-натуральному. X (анимация Хью Фрейсера) Опять-же, Тайтла остался не у дел. Но в анимации Фрейсера ощущается почерк Тайтлы, Хью наверняка работал над этой сценой, основываясь на ранних сценах Тайтлы. Анимация Дамбо и Тимоти, за которую отвечал Джон Лоунсберри, вышла очень привлекательной, но я-бы не назвал её такой-же хорошей, как у Тайтлы(хотя...). X
(анимация Джона Лоунсберри) Говард Шифт(будующий аниматор на WB и Colubmia) хорошо поработал над ведущим цирка. Трудно поверить, что он анимировал его спящим в предыдущем сегменте. Среди аниматоров массивной сцены с падающими слонами были Базил Давидович и Рэй Паттерсон. Давидович стал одним из аниматоров WB, работая у Клэмпетта, Джонса и Дэвиса, ну а Паттерсон стал одним из главных аниматоров Ханны-Барберы на долгие годы. X (анимация Рэя Паттерсона) Следующий сегмент, один из самых интересных для меня - это первое выступление Дамбо с клоунами. Я называю этот сегмент сегментом аниматоров MGM. Потому-что почти единственными аниматорами этого сегмента были Грант Симмонс и Рэй Паттерсон. X (анимация Гранта Симмонса(клоуны) и Джона МакНамуса(эффекты) X (анимация Рэя Паттерсона) Их анимация в этом сегменте жутко похожа по своему стилю на то, что они делали на MGM. Замечательная анимация клоунов. Аниматором Дамбо выступил Лес Кларк. X (анимация Леса Кларка) Во время производства "Дамбо" большая часть сотрудников студии Диснея объявили забастовку.Бастующих изобразили карикатурном виде как клоунов, которые идут в "к начальнику за повышением». После окончания забастовки студия навсегда потеряла "семейную" атмосферу и дух товарищества в студии. Это стало мрачное и холодное место, где уже нельзя было допускать ошибок. В "Дамбо" мы видим скрытый смысл, о котором можно и не догадаться. X (планировки Эла Зиннена) Проходя сегменты с празднующими клоунами и грустящим Дамбо, я переходу к сегменту с песней "Baby Mine". В этом сегменте мы можем узреть замечательную, замечательную анимацию Тайтлы. Этот сегмент является, безусловно, самым трогательным моментом мультфильма. X (анимация Владимира Тайтлы - супер!По-моему, это самое лучшее, что он делал в мультфильме) X (анимация Фреда Мура) Вся история мультфильма была выстроена для этого сегмента. Эта сцена была очень трогательной для зрителей, им было бесконечно приятно видеть мать и сына вместе. Отличная музыка закрепляет радость воссоединения с грустью в своей основе. Все животные спят, но в тоже время прижимаются к друг другу...это очень мощный сегмент мультфильма. Его режиссером выступил Билл Робертс, а над планировкой работал Эл Зиннен. Они часто работали вместе.
Ну а теперь я переходу к самой интересной для меня части мультфильма. Розовые слоны! В ней мы видим замечательную анимацию Фреда Мура(Тимоти) и Джона Лоунсберри(Дамбо), а также Хикса Лоуки,Рэя Паттерсона(предположительно) и Говарда Шифта(розовые слоны). Этот сегмент является, как мне кажется, самым недиснеевским сегментом сегментов, настолько он не похож на то, что обычно делает Дисней. X (анимация Говарда Шифта) X
(анимация Рэя Паттерсона) X (черновая анимация Хикса Лоуки) Идея розовых слонов как анимационных персонажей уже использовалась в мультфильме WB "Calling Dr. Porky"(1940). Говард Шифт, как я уже говорил, будущий аниматор WB, проделал отличную работу с розовыми слонами. Весь сегмент можно назвать потоком сознания(или бессознания?), где все действия не имеют ровно никакого логического объяснения. Очень уж часто я при этом вспоминаю WB.Разумеется, они тут не при чем, но это сделано в их стиле. Норм Фергюсон постарался на славу, сделав этот сегмент самым запоминающейся частью мультфильма. Но больше всего меня поразила не анимация и режиссура. Больше всего меня поразила планировка. Над ней работали Кен О'Коннор и Эл Зиннен, хотя ему эту сцену не приписывают, но именно Зиннен был главным планировщиком после сегмента с цирком. В этом сегменте почти нету никаких бэкграундов, но их можно заметить, и этот стиль планировки роднит весь сегмент с UPA. За розовыми слонами следует сегмент с песней "I See An Elephant Fly". С этого момента в игру вступает ведущий аниматор Уорд Кимбалл и режиссер Джек Кинней. (режиссер Джек Кинней и актер Клифф Эдвардс) (анимация Уорда Кимбалла)[/spoiler]Это был замечательный развлекательный сегмент с замечательной песней.Неплохо поработал аниматор Дон Тоусли. (черновая анимация Дона Тоусли) (Уорд Кимбалл за работой над мультфильмом) (черновая анимация Уорда Кимбалла) Кимбалл сделал персонажей яркими и живыми. Единственная проблема этого сегмента заключается лишь в том, что его жутко недолюбливают цензоры - вороны, видите-ли, разговаривают с акцентом черных певцов, и долгие годы цензоры пытаются вырезать этот сегмент.Вороны, несомненно, предназначены для животного эквивалента черных людей. Их речь и эксцентричность позволяют играть на знакомых стереотипах.
Ну и,разумеется, финальные сегменты мультфильма вышли очень яркими и веселыми. Идея магического пера, откровенно говоря, была дешевой, но оно играет важную роль для сценаристов. Это удобство для создателей.Дамбо не должен был верить в перо, так как у него не было его до пробуждения в дереве. Было-бы более логично полагать, что "магическим пером" был алкоголь. Однако, поскольку зрители знают что Дамбо может летать, не было бы и напряжения в предпоследнем сегменте, зрителя не могли поставить под сомнение конечный успех Дамбо. Но Дамбо верит в перо, и он теряет во время его спуска, и зрителям остается гадать, что произойдет, они не знают, как все повернется. Но, благодаря законам кинематографа, всё оборачивается в лучшую сторону. В этом сегменте здорово отличился Лес Кларк, сумевший посеять волнение среди зрителей. Жалко, что его анимации так мало в этом мультфильме. (анимация Леса Кларка) ("Дамбодировщиков для защиты! - единственная отсылка к войне в мультфильме)
В общем, всё заканчивается хорошо, так, как и должно быть. Мультфильм был выпущен 23 октября 1941 года. Его сделали в кротчайшие сроки, но фильм имел успех. Это был последний фильм Диснея, получивший признание до выхода "Золушки". В 40е Дисней выпускал больше пакетных мультфильмов, которые не дотягивали по популярности до уровня обычных короткометражек других студий. X Мультфильм получил "Оскар" в 1942 году за "лучшую музыку" и приз Каннского Фестиваля в 1947 году за "лучшую анимацию".
"Дамбо" сильно отличается от других диснеевских полнометражек, и именно поэтому меня он очень привлекает. Недостатков у всего мультфильма в целом немного, разве только то, что он не был таким напыщенным, как "Белоснежка" или "Бэмби". Дамбо всё-равно будет оставаться отличным полнометражным мультфильмом! X
_________________ Марафон Дональда Дака - Смотри. Обсуждай. Снова смотри. - мы всегда рады новым участникам проекта!
Последний раз редактировалось Sanek Пн 12 сен 2011, 13:32, всего редактировалось 2 раз(а).
|