«Destino/Дестино» – короткометражный мультфильм, выпущенный в 2003 году компанией Walt Disney. «Destino» интересен тем, что его производство началось еще в 1945 году, за 58 лет до его появления на свет. Проект был детищем известного аниматора Уолта Диснея и живописца Сальвадора Дали. В основу сюжета мультфильма положена песня мексиканского композитора Армандо Домингеза (Armando Dominguez) – «Destino» (испанское, португальское и итальянское слово, которое переводится как «судьба»).
«Дестино» стал первой и единственной совместной анимационной работой Дали и Диснея. Оба этих мастера проявляли интерес к творчеству друг друга. Дисней, еще в «Фантазии» (1940) экспериментировал с сюрреалистическими образами и Сальвадор Дали, как самый известный художник-сюрреалист не мог не привлечь его внимания. Дали же, воспринимал мультипликацию как новую неизведанную область искусства, которая открывает огромные возможности для самовыражения и саморекламы.
В 1937 году, Сальвадор Дали, в письме своему товарищу и лидеру сюрреалистического движения Андре Бретону (Andre Breton), написал: “Я приехал в Америку и встретился здесь с тремя великими американскими сюрреалистами – Братьями Маркс, Сесилом Б. ДеМиль (Cecil B. DeMille), и Уолтом Диснеем.”
Уолт Дисней нашел в Дали единомышленника и соратника, о чем говорят эти его слова: “Мы должны продолжать ломать стереотипы (We have to keep breaking new trails).”; “Обычно, идеи для хороших историй не рождаются легко и просто, за них нужно сражаться. Дали очень общителен. Он переполнен идеями (Ordinarily good story ideas don’t come easily and have to be fought for. Dali is communicative. He bubbles with ideas).”
Сторибоард «Destino», был разработан художником студии Диснея Джоном Хенчем (John Hench) и Сальвадором Дали в течение восьми месяцев в период 1945 и 1946 годов. Дисней предложил в качестве концептуальной основы мультфильма, мексиканскую балладу «Destino». Дали привлекла тема судьбы как идея для фильма. В конце 1946 года, Дали появлялся на студии Диснея каждое утро в восемь тридцать и работал там до пять часов утра. Результатом этого восьмимесячного творческого этапа стали несколько картин, множество различных рисунков тушью и вариантов сценария.
Изначально «Destino» задумывался как проект, в котором реальные персонажи и предметы перемешаны с рисованными фигурами и антуражем. Героями по сценарию должны были быть девушка и бог Кронос. Но работа над «Destino» была приостановлена и Дали переключился на создание декораций к сцене сна в фильме Альфреда Хичкока «Дом доктора Эдвардса». Прекратить производство «Destino», Диснея заставили финансовые проблемы. В период Второй Мировой Войны диснеевская студия переживала не лучшие времена. Из уже наработанного материала, Хенч смонтировал короткий тестовый мультипликационный ролик, длиною приблизительно 18 секунд, в надежде разжечь интерес Диснея к проекту. Но производство «Destino» признали материально нежизнеспособным и этот ролик, долгое время оставался единственным известным упоминанием о мультфильме. Впервые, я увидел эти 18 секунд в одной передаче о Диснее по ТВ. Информация о «Destino», изложенная в этой программе была скудна. Не многим больше рассказывали литературные источники, посвященные жизни и творчеству Дали, либо Диснея. Обычно в них все сводилось к упоминанию о том, что такой проект когда-то существовал.
В 1999, племянник Уолта Диснея, Рой Эдвард Дисней (Roy Edward Disney), работая над «Фантазией 2000», нашел заброшенный проект и решил возродить его. Небольшому парижскому отделению диснеевской студии было поручено закончить «Destino». Режиссером мультфильма стал Бакер Блудворт (Baker Bloodworth), а мультипликатором Доминик Монфрей (Dominique Monfrey). Они вместе с командой приблизительно из 25 аниматоров, постаралась сделать «Destino» таким, каким его хотели видеть Дали и Хенч. В этом им помогал непосредственно сам Джон Хенч. В итоге «Дестино» соединил в себе классическую рисованную и компьютерную анимацию. Те самые 18 секунд так же вошли в фильм. Чтобы «Дестино» понравился зрителю и был ему понятен, в мультфильм не были включены некоторые сцены, задуманные Дали, но так до конца и не расшифрованные его новыми создателями. А сюжет и время действия сократили. Мультфильм изобилует типичными для творчества Дали образами и включает пять его картин.
«Destino» рассказывает историю девушки, которая проходит через череду жизненных исканий и обращает на себя внимание молодого человека, заключенного в камне, что заставляет его вырваться из каменного плена и следовать за ней. Уолт Дисней же. в свое время очень просто охарактеризовал этот проект: “Это простой любовный роман, где мальчик встречает девочку.”
Простой сюжет реализован поистине превосходно. Наблюдать за происходящим на экране очень интересно. Метаморфозы «Destino» завораживают зрителя и каждую секунду заставляют удивляться. Всё это происходит под ретро запись песни «Судьба». Музыка и действие органично переплетены между собой и представляют единый поток взаимозависимых образов.
Сначала, «Destino» должен был стать частью «Фантазии 2000». Но когда работа над ним подошла к концу, он стал именно отдельным короткометражным мультфильмом. Возможно, на это повлияло то, что благодаря своему своеобразному художественному языку, «Destino» стилистически плохо вписывался в образ «Фантазии».
«Destino» дебютировал 2 июня 2003 года на Международном Фестивале Мультфильмов в Аннеси, Франция. Шестиминутное действо покорило многие тематические конкурсы и выдвигалось на премию Оскар в 2004 году.
Эскизы Дали:
Кадры из мультфильма: