К "Холодному Сердцу" у меня довольно двойственное отношение.
Вроде, здесь есть атмосфера хорошей зимней сказки, красивый снег, дух Севера, и всё такое. Но что-то здесь чувствуется не то. Чувствуется, что это уже детище эпохи постмодернизма и формальности, а эпоха непосредственности кончилась. Формально сделали некую комбинацию персонажей (кто кому сестра, у кого какая любовь, кто и насколько злодей), каких комбинаций мог быть десяток, и неясно, почему эта сказка должна быть именно об этой комбинации. Сюжет написан под руководством политкорректности, современного здравого смысла и "оригинальности" (нет, не подумайте, будто я говорю, что политкорректность, здравый смысл и оригинальность - плохо, нет, они должны быть, но ненавязчиво, как неотъемлемое качество, подобно хорошей музыке и анимации, но когда сюжет основывается на них, когда они - и цель, и средство, это смотрится несколько искусственно). Раньше мультфильмы предназначались для детей, но делались так, что они нравились и детям, и подросткам, и взрослым, и направленность на эти разные возраста были неотделимым единым целым (пусть сейчас подростки говорят, что отдельно - комические персонажи для детей, и отдельно - трагические персонажи для взрослых, но я не согласен, это всё было едино). А как сейчас? Сейчас делается номинально для детей, подразумевается, что ещё там есть и для подростков, и то, что нравится подросткам, вслух называют "тем, что нравится взрослым", хотя на деле только подросткам, и эти напревленности на детей и на подростков - раздельны, как разные каналы. Вот тут есть проблемы Эльзы, воспетые сами-понимаете-какой-песней, и мне кажется, они чётко выделяются, как история про проблемы подростков, пусть и прикрываются аллюзиями, которые якобы можно трактовать как угодно. Сделали этакую борьбу со штампами - "любви с первого взгляда не бывает", "типичный прекрасный принц - злодей". Но по мне, искусство не в том, чтобы тыкать в лицо со словами "вот, смотрите, у нас не штамп", а делать так, чтобы и штампы, и отклонения от штампов проходили ненавязчиво и естественно. Тем более, мне кажется, "типичный прекрасный принц - злодей" уже само становится новым штампом, после "Красавицы и Чудовища" и "Шрека". Впрочем, "Холодному Сердцу" надо отдать должное: более популярное развенчание образа прекрасного принца - это "напыщенный слащавый болван", и до этого антиштамп "прекрасный принц - злодей" был совмещён с антиштампом "напыщенный слащавый болван", здесь же антиштамп "принц - злодей" впервые предстаёт отдельно. Что ещё - тут всего одна "картинная" песня - это песня ледорубов в самом начале. Остальные просто служат продвижению сюжета. Сравним с песнями в старых мультфильмах. "Аладдин" - тут тебе и песня воришки на восточном базаре, и портретная песня Джинна-исполнителя желаний, и процессия богатого принца, и романтический полёт на ковре-самолёте. "Горбун из Нотр-Дама" - тут и яркий праздник шутов, и таинственное воровское логово, и впечатляющее противопоставление светлой любви и жгучей страсти. В "Холодном Сердце" же песня ледорубов - единственная картинная песня. Вроде, по идее такой песней должна быть и песня троллей, но она получилась какой-то обычной, вместо троллей могла бы быть любая кучка родственников "завидного жениха", а где же характерность именно для троллей? От песни троллей (неважно, добрых или злых) ожидаешь что-то вроде знаменитой мелодии Эдварда Грига (не прямо на эту мелодию, что-то в духе) - таинственное, скрытое. Но песня ледорубов мне весьма понравилась, я её переслушал на всех скандинавских и на финском языках.
...Но впрочем, авторы старались сделать старую добрую непосредственную сказку как могли, и у них практически получилось. В наш век глобализации, потока информации, постмодернизма, очень трудно добиться непосредственности (я предпринимаю попытки писать в жанре сказок/фэнтэзи, и я-то понимаю это, мне тоже трудно достичь непосредственности). И авторы сделали довольно большие успехи в этом нелёгком деле. "Холодное Сердце" - детище нашей скучной эпохи, но для детища этой эпохи но показывает высокие результаты, и весьма близко приближается к непосредственности старой эпохи. Как я говорил в самом начале этой стены тексты, у этого мультфильма всё же есть атмосфера хорошей зимней сказки, красивый снег, дух Севера, и всё такое.
К слову, я думаю, непосредственности было бы больше, и негативного влияния современности меньше, если бы тот же самый сюжет растянули, сделали бы многолетней сагой, и связали с оригинальной сказкой "Снежная Королева". Эльза живёт в своём изгнании годы, становится той самой Снежной Королевой, похищает Кая... И где-то уже параллельно походу Герды идут развязные события "Холодного Сердца" (Анна наконец-то узнаёт, где её сестра). Пусть это будет как бы закулисной историей "Снежной Королевы".
|