Пересмотрели тут с девушкой в рамках нашего своеобразного марафона, в числе прочего, "Цыпу". Мультфильм я, НЯП, как-то раз с момента просмотра в кинотеатре всё-таки пересматривал, но уже сто лет назад, настолько давно, что многие детали успели стереться из памяти.
И, внезапно, мне понравилось! Не знаю, насколько корректно будет назвать фильм недооценённым - всё-таки в нём изрядное количество объективно слабых моментов - но того хейта, который в среде любителей диснеевской анимации вокруг него присутствует (а, действительно, чуть ли не в каждом первом западном топе худших диснеевских работ, где зачастую классические работы идут вперемежку с чипквелами, "Цыплёнок" неизменно наличествует в числе главных неудачников), он, на мой взгляд, точно не заслуживает. Иронично, что в качестве одного из главных обвинений традиционно присутствует крайне неприятный, жестокий и злопамятный городок, который в полном составе ненавидит и по-чёрному гнобит главного героя, как будто он какой-нибудь военный преступник, но в то же время сообщество не замечает, что оно само примерно аналогичным же образом ведёт себя по отношению к мультфильму
. Клеймя, не делая скидок, не давая вторых шансов, не пытаясь найти хоть что-то позитивное.
Сегодня он привлекает внимание, в числе прочего, своей необычностью. В чём невозможно не согласиться с людьми, так это в том, что "Цыпа", пожалуй, является одной из самых "не-диснеевских" диснеевских работ. Буквально во всём, что касается и истории, и героев, и визуальной составляющей, чувствуется, что создавался он на рубеже "эпох" студии, в дни того самого безвременья, когда один этап уже закончился, а другой ещё не начался. И, вроде бы, все пути открыты, но непонятно,
что делать и
как делать. Тем паче, когда рынок 3D анимации уже поделён между такими мастодонтами, как "Пиксар", "Дримуоркс" и "Блу Скай". И ведь нужно и конкурентоспособными в этой компании стать, и уникальность свою как-то попытаться сохранить... Очень характерно в этом плане выглядит вступление - вроде бы, чисто комедийный элемент, прекрасно иллюстрирующий, тем не менее, то самое распутье, на котором находилась студия.
Внезапно, приятное впечатление осталось от визуалки, пусть она и присутствует традиционно в числе наиболее критикуемых пунктов. Какой-то она получилась … уютной и ламповой, со своей нарочитой «игрушечностью», карикатурностью, слегка приглушёнными пастельными тонами и многочисленными классическими приёмами из рисованной анимации (причём, у меня почему-то ассоциация именно со старыми мультфильмами а-ля 40-е - 50-е, возникла). Сегодня смотрится мило и нестандартно. Да, можно попенять на безликость/однотипность массовки, сомнительной привлекательности дизайн отдельных персонажей и общую упрощённость, на что я и сам, помнится, пенял в своё время при первом просмотре. Видимо, за все эти годы компьютерная картинка, в подавляющем большинстве своём, настолько примелькалась своей обыденной типичностью, что подобные образчики отхода от нормы стали восприниматься куда как более благодарно.
Понравились и образы главных героев. Да, традиционно-клишированная команда школьных изгоев и неудачников, которым, по законам жанра, и предстоит в конце концов спасти день, но неудачников милых и забавных. Даже поросёнок в этот раз не раздражал (разве что, своим дизайном), а местами был весьма забавен и неплохо шутил. А Рыб и вовсе зашёл на ура, при том, что персонаж вообще не говорит, является чистым незамутнённым комик-релифом и сюжету, по большому счёту, вообще не нужен – прикольные и харизматичные городские сумасшедшие не так часто встречаются
Непонимание между Цыпой и отцом… Жизненно. Местами – даже слишком. Многие, например, ругают Бака за чёрствость, невнимательность и нечуткость к сыну и его проблемам, зависимость от общественного мнения. Я же увидел замотанного отца-одиночку, ВНЕЗАПНО, судя по всему, оставшегося одним с сыном, доброго и желающего отпрыску исключительно добра, но неуверенного в себе, слишком мягкосердечного, без, что называется, внутреннего стержня. Неспособного ни наладить отношения с проблемным сыном, ни дать решительный отпор агрессивно настроенному обществу. А ведь действительно, насколько порой может стать легче обоим, если вы просто сядете и выслушаете и выслушаете друг друга. И попытаетесь
поверить, как бы абсурдно на первый взгляд сказанное близким человеком не звучало. Да, мораль неуниверсальная и с оговорками, но в целом, ИМХО, это один из самых сильных и правильных семейных посылов в анимации вообще.
Да, мультфильм содержит кучу «симптомов своего времени» в худшем понимании этого слова, поп-культурные отсылки, «актуальные» образы, уже к концу девяностых, на мой взгляд, устаревшие и утратившие актуальность, диндаловский юмор с кучей визуальной буффонады, который сам по себе на любителя, очень локальную и приземлённую историю с набившей многим оскомину школьной тематикой, пускай и маскирующуюся под «кино про пришельцев». И, тем не менее, всё это не помешало мне получить приятные впечатления от пересмотра. Впечатления, не ограничившиеся одним лишь любованием экспериментальной стилистикой работы.