Компьютерная анимация, традиционная анимация - насколько они далеко ушли друг от друга? Может ли компьютерная анимация быть продиснеевской? Явлется ли компьютерная анимация развитием традиционной? Попробую выразить свою точку зрения на данный вопрос.
Итак, как развивалась традиционная анимация: сначала это был полностью ручной, монотонный, крайне трудоемкий процесс. Каждый кадр прорисовывался вручную, потом вручную перерисовывался а потом вручну раскрашивался, вручну сводился с фоном и вручну снимался на пленку. Все вручную! Снимем же шляпы перед этими титанами прошлого! Их стараниями мы имеем сейчас целу коллекцию прекрасных мультфильмов, ставших классикой жанра.
Разумеется, художники постоянно искали возможность облегчить свой труд. десь и хитрости в постановке сцен, и повторное использование материала, и средства технического прогресса. Первым таким средством стало появление копировальной техники. Право, перерисовка на целулоид стала не нужна, но все-равно осталось множество этапов ручной работы. И хвала тем, кто придумал компьютер! Не очень умная машина еще облегчила участь аниматоров. Сначала он использовался для расчета фонов, движущихся механизмов и т.д. Но при этом он использовался исключенительно как автоматический чертежный автомат. Раскраска по прежнему оставалась ручной, пока не появилась ОНА - система CAPS. Теперь сводить кадр, фоны, раскрашивать персонажей стало возможно автоматически. Блеск! Первый мультфильм с использованием этой системы - Спасатели в Австралии настолько отличался по качеству картинки от своих собратьев! Четкая, яркая, сочная, детальная картинка - короче мечта! Ну а дальше пошло - поехало: Красавица и чудовище, Аладдин, Король Лев и так далее ... Все они уже делались при помощи этой системы. Именно ей создатели обязаны обилию и качеству спецэффектов.
Кроме того, был сделан и следющий шаг - первый персонаж созданный на компьютере - тот самый коврик из Аладдина. Конечно, предварительная анимация его делалась вручную, и лишь потом под ручную анимацию подгонялась компьютерная. Но - это был новый шаг в развитии, и это давало нужный результат. Прямо скажем, в блеске этих мультфильмов старое золото уже не так сияло. Более того, сделанная вручную картинка уже выглядела несколько архаично.
Зритель привык к новому качеству довольно быстро, и теперь хотел большего. НО традиционная технология уже не могла дать большего. Крайне сложно и дорого рисовать большое количество персонажей, спецэффекты, фоны ... Все больше и больше при создании традиционных мультфильмов использовался компьютер. Думаю, верх такого симбиоза - Планета Сокровищ и Синбад. И что же в них осталось "традиционного"? Пожалуй только то, что первичная анимация выполнялась вручную. Анимированные компьютером персонажи, созданные компьютером фоны и спецэффекты. Соответственно, такой кентавр уже и не был традиционным мультфильмом, но и не был компьютерным мультфильмом. Наверное, стремление сохранить приверженность традиционным технологиям уже только тяготило. Если компьютера ТАК много, то почему бы ВСЕ не делать на компьютере? Т.е., между новой "традиционной" анимацией и компьютерной анимацией остались лишь два препятствия:
а) "Плоскость" традиционной анимации и объемность компьютерной.
б) Подготовка черновой анимации вручную.
И это все, друзья. На 80% процесс производства компьютерного мультфильма и традиционного мультфильма совпадает: сценарий, сторибоард, разработка персонажа, озвучка, компоновка - все это один в один в обоих технологиях. Но в компьютерной анимации художник НЕ ОГРАНИЧЕН человеческим фактором! Ведь именно человеческий фактор есть причина "плоскости" традиционной анимации. Человек вручную просто не смог бы прорисовать все так, как это делает компьютер.
Соответственно, значение имеет только вторая причина. В компьютерной анимации художник делает всю анимацию на компьютере, а в традиционной сначала он садится за свой станок, прорисовывает сцену на бумаге, а потом по его наброскам оживляют компьютерну модель которую принудительно приводят к ручному плоскому виду.
Т.е., я поясню свое мнение. И Шрек, и Немо, и История игрушек были сделаны полность на компьютере. Сделаны качественно, и, я надесь, у вас нет сомнений, что они могли были бы выглядеть как традиционные мультфильмы. В смысле, компьютер мог бы не только выдать трехмерную картинку, но и селы для раскраски вручную, и селы уже закрашенные, а если надо то и с имитацией штриха человека ... Короче, просто заменить рутинную работу по прорисовке вручную каждого кадра. Подчеркиваю, роль художника при этом не отрицается и не приуменьшается. Она просто становится несколько иной. Уже не столь важно уметь собственно рисовать. Более важно уметь анимировать персонаж, вложить в него часть себя.
Кроме того, как мы видим по последним работам, компьтерная анимация становится все менее и менее "компьтеризированной". По мере того, как осваивают новый инструмент художники, в их работах все более и более присутствует тот элемент фантазии, который так восхищал нас в старых дорых мультфильмах. Только теперь это подается на совсем ином уровне. Создавая мультфильм на компьютере мы так же получаем некоторый резерв на будущее. Мы всегда можем увеличить его техническое качество, по мере появления новых технологий видео. Более того, когда однажды дойдет прогресс, они смогут стать действительно трехмерными. И тогда речь будет идти не об эффекте присутствия а о собственно присутствии в фильме. Так сказать, подойти и поцеловать спящую красавицу.
Резюмирую свое мнение: компьютерная анимация не есть самостоятельный вид искусства. Она является прямым продолжением традиционной анимации. Соответственно, мы можем говорить о компьютерной анимации как о продиснеевской. Тем более, что она действительно продолжает диснеевские традиции в части собственно анимации, в части разработки персонажей и сюжета, в части того духовного, что несет в себе анимация.
|