ВЕЧНО ЖИВЫЕ.
Люди не знают, что с ними будет после смерти. На протяжении всей жизни человеки строят догадки, ездят на симпозиумы и чего-то там взвешивают на весах. Однако всю правду о предмете своего изучения они постигают, только преодолев всем известный барьер. Увы, но поведать о своих приключениях и открытиях по ту сторону жизни, им уже не дано. А нужно ли человеку вообще знать какая она? Жизнь загробная. Мы существа сложно организованные, нам бы в своей жизни разобраться, а уж о потусторонних мирах, и говорить нечего. Тем не менее, не всем смертным по силам удержаться о своеобразных размышлений, и Тим Бёртон из этого числа. Мастер, охотно делиться с нами своими яркими фантазиями, и надеется, что зрители проникнуться теми глубокими идеями коими он нашпиговал фильм. Поверхностный взгляд, может уличить Бёртона, в пропаганде потустороннего образа жизни, мол: «Друзья, вы только посмотрите, какой яркой и ослепительно красочной может быть жизнь после смерти. Она настолько вызывающе весела и беззаботна, что ваш нынешний мир может показаться унылым и серым. Ай да, на тот свет!». Однако, на проверку, всё оказывается не так однозначно…
Людям свойственно навязывать стереотипы и пользоваться клеше. Если небо, то непременно голубое, если любовь, то обязательно морковь, если невеста то непременно живая. Конечно речь здесь не о некрофилии, а о том, как мы привязаны к определённым стандартам. К примеру, с каким цветом вы ассоциируете любовь? Я полагаю с красным! А как быть с печалью? Что? Конечно! Непременно жёлтый! Молодость? Зёлёный! Верно! А как быть с расчётом? Да, да с холодным расчётом. Чего это вы так скривились? Расчёт, наряду с другими чувствами, это вполне обоснованный и равноправный порыв, по сему и соответствующий цвет ему тоже полагается. Так вот. Расчёт бесцветный. Хотя, если приглядеться, он отливает серым тусклым светом. Вот как выглядит неприглядная жемчужина нашей души. Чего скрывать, мир живых большую свою часть состоит из расчёта. Удачно выйти замуж, продать или купить квартиру, выбиться в люди, воспользоваться знакомствами и так далее. От того жизнь людей становиться серой и унылой. В таком способе существовать нет места любви, если есть расчёт. В нём нет места состраданию, если есть расчёт. В нём дружбы настоящей нет, так как расчёт…ну вы, уже в курсе. В концепции фильма всё, что выпадает из-под категории сухой расчетливости – моментально обретает цвет. Как ни странно это мир мёртвых, ибо мертвым, как известно не много нужно. Главное, чтобы компания была поприветливей, да червячок посговорчивей. Там нет делений на богатых и бедных, на благородных и простаков, ведь смерть всех равняет. От того они избавлены от мучительного поиска лучшей доли, потому как всё уже позади.
Наши молодые и пока ещё живые персонажи, живут в сером расчётливом мире, который напрочь забивает краски их души. Как только чувство настоящей влюблённости поселяется в их сердцах, оно начинает, бешено колотится и наливает щёки красным румянцем. Их чувство настоящее, так как не облагодетельствовано расчетливыми помыслами. Родителей главных героев, на оборот, переполняет любовь исключительно к самим себе. Им нет дела до счастья своих деток, им интересно только своё, личное счастье.
Мёртвой невесте, согласно задумке, достаётся львиная доля симпатий зрительской аудитории. Хотя этот персонаж обречён на без ответную любовь он всё же получает освобождение от тяжкой ноши, исключительно благодаря любви и благородству живых. После сеанса я стал невольным свидетелем разговора двух маленьких девочек. Суть их беседы сводилась к вопросу о том, какая из невест больше понравилась, живая или мёртвая. Как ни странно последняя одержала безоговорочную победу. И совсем не потому, что она была мертва, а потому что судьба к ней была не слишком приветлива. Она стала жертвой злых и расчётливых умов. Если это после сеанса понимают дети, то мой вам низкий поклон Тим Бёртон. Дети увидели не просто мёртвых или просто живых, и это здорово.
Ещё одно клеше которое успевает нам продемонстрировать мастер мрачных историй это традиционное отношение живых к восставшим мертвецам.
Внимание спойлер!!!!
В самом финале, когда свадебная процессия из числа упокоенных тел продвигается на свадебную церемонию в мир живых, то люди воспринимают этот факт, как нечто ужасное. Происходит это до тех пор, пока маленький мальчик не узнаёт в одном из персонажей своего умершего дедушку. Оба заключают друг друга в объятьях и конфликт между мёртвыми и живыми исчерпан. Таким образом, Бёртон, как следует, врезал по морде ещё одному клеше, которое навязывается нам всевозможными страшилками и ужастиками. Не мёртвых нужно бояться. Опасаться нужно живых.
Конец спойлера.
По поводу реализации задуманного тоже хочется сказать несколько слов. Кукольная анимация, не является приоритетной в числе моих любимых анимационных пристрастий. Возможно, по этой причине я могу судить очень объективно и довольно сурово. Однако, учитывая тот фактор, что я порой забывал, что любуюсь на оживших кукол, заставляет снять шляпу перед теми кто делал это чудо. Единственный раз я поймал себя на мысли о том, как хорошо, что это не компьютерная анимация, которая позволяет уродовать характеры героев и сюжеты. Проработка образов, выразительные жесты и органичная мимика- вот некоторые из визуальных достоинств фильма, которые щедро заполняют экран в течении восьмидесяти минут. Поверьте и этого времени мало.
Возможно, быстротечность фильма связанна ещё и с практически безупречной локализацией, выполненной на совесть. Ох, сколько валидоловых капель упало на дно стакана, прежде чем я удостоверился в том, что озвучка не подкачала. Я, пожалуй, буду не согласен с теми, кто цепляется за оригинальные интонации и тембры указывая на несоответствие. Сам я в этом отношении довольно педантичный зритель и по этой причине нахожу работу агентов по кастингу более чем превосходной. Ваш покорный слуга несколько месяцев к ряду вслушивался в саунд к мультфильму, и имеет обязанность заявить, что и песни спеты замечательно и голоса подобранны в соответствии.
Может ли сердце влюбиться, если оно перестало биться? Наверное, да, при условии, что оно не перестало биться ещё при жизни.